Программа «Минус 100» в 2009 году перевыполнена почти в три раза
Белорусские дороги становятся безопаснее. По предварительным данным УГАИ МВД, в прошлом году в авариях погиб 1291 человек. Это на 273 меньше, чем годом ранее. На полтысячи сократилось и число пострадавших.
Есть повод вспомнить о программе «Минус 100». Когда ее принимали в конце 2006 года, статистика аварийности была неутешительна: в год на дорогах погибало 1600—1700 человек. В 2007 году программа имела успех: удалось уменьшить число жертв более чем на 200 человек. На 2008 год статистика оказалась в «плюсе». Появились опасения, что программа забуксовала. Однако это не так. Работа по спасению жизней продолжилась. За пару лет удалось убедить пешеходов носить фликеры, а водители осознали, что ездить зимой на летней резине — себе дороже, кого-то образумили и высокие штрафы…
В ГАИ подчеркивают: с долгосрочными выводами пока спешить не стоит. Об успехе либо провале программы можно будет судить в 2015 году. К этому времени концепция безопасности дорожного движения ставит цель снизить число жертв на дорогах до 1000—1100 человек.
В адрес ГАИ еще часто сыпятся упреки: дескать, тут недосмотрели, там не уберегли. Трудно разделить такие взгляды, когда в пасмурный день видишь в городе на каждом опасном перекрестке и пешеходном переходе людей в форме и жилетках. Не только ГАИ — вся милиция сегодня включена в борьбу за безопасность на дорогах.
— Прогресс программы «Минус 100» очевиден и становится системным, — считает Юрий Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте. — Беларусь выходит на средний восточноевропейский уровень аварийности. Такой результат дался главным образом за счет административного ресурса и усилий ГАИ, которая работает на пределе возможностей. Но для дальнейшего снижения аварий нужны новые ресурсы. Приведу пример. В Швеции при сопоставимом с Беларусью уровне населения и автомобилизации ежегодно на дорогах гибнет 400 человек. Нужно внедрять новые инженерные решения, реконструировать опасные участки дорог, разрабатывать локальные программы безопасности дорожного движения для конкретных улиц. У каждого ведомства, так или иначе связанного с дорожным движением, должна быть своя программа, аналогичная «Минус 100».
Очевидно, пора принять более серьезные меры к нетрезвым водителям. В прошлом году на дорогах задержали 54 тысячи пьяных лихачей. На их совести — 931 авария с пострадавшими и погибшими. Давно обсуждается вопрос конфискации машин. Однако до сих пор решение не принято…